Телефон: +7 (383)-235-94-57

ИЗОБРАЖЕНИЕ ТУРКМЕНСКОГО КОВРА В ЖИВОПИСНЫХ И ГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

Опубликовано в журнале: Культура слова №5(6)

Автор(ы): Бекиева Джерен Эсенмухаммедовна

Рубрика журнала: Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура

Статус статьи: Опубликована 16 июля

DOI статьи: 10.32743/2658-4085.2019.5.6.132

Библиографическое описание

Бекиева Д.Э. ИЗОБРАЖЕНИЕ ТУРКМЕНСКОГО КОВРА В ЖИВОПИСНЫХ И ГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ // Культура слова: эл.научный журнал. –2019 – №5(6). URL: https://jword.ru/archive/6/132 (дата обращения: 26.08.2019)

Бекиева Джерен Эсенмухаммедовна

аспирант Института истории и археологии Академии наук Туркменистана,

Туркменистан, г. Ашхабад

 

THE IMAGE OF TURKMEN CARPETS IN PAINTINGS AND GRAPHIC WORKS

 

Jeren Bekiyeva

post-graduate student of the Institute of history and archaeology Academy of Sciences of Turkmenistan,

Turkmenistan, Ashgabat

 

АННОТАЦИЯ

Статья освещает изображение туркменских ковровых орнаментов в графических и живописных полотнах разного периода. Основная часть статьи посвящена творчеству туркменских художников ХХ и ХХI века, внесших весомый вклад в развитие туркменского изобразительного искусства. Художники не только вступали в диалог со зрителем, а несли функцию эстетического воспитания, формируя художественные вкусы и взгляды.

ABSTRACT

The article highlights the image of Turkmen carpet ornaments in graphic and pictorial paintings of different periods. The main part of the article is devoted to the work of Turkmen painters of the XX and XXI centuries, who made a significant contribution to the development of Turkmen fine art.  The painters not only entered into a dialogue with the audience, also carried the function of aesthetic education, forming artistic tastes and views.

 

Ключевые слова: Изображение коврового орнамента, графика; живопись; туркменское искусство, гравюра, история, художники.

Keyword: Image of carpet ornament; graphics; painting; Turkmen art, engraving, history, artists.

 

В сокровищницу мировой культуры туркменский народ внес различные виды изделий декоративно-прикладного искусства и, прежде всего, известные во всем мире ковры [1, с. 15].  Ковровый узор родился в глубокой древности. Символика узора раскрывала художественное познание мира, особое образное мышление народа, его эстетические идеалы. М.Полло, воспевая красоту туркменского ковра, принес известность им в Европу в XIII веке. Многие немецкие, голландские, итальянские живописцы и графики изображали в своих произведениях туркменские ковры. Например, Ян ван Эйк в своем живописном триптихе «Алтарь», Иссаак Оливер в «Портрете Ричарда Сэквила» (1616г.) изображали их в интерьере. Так же, в работах Ганса Гольбейна младшего мы видим туркменские ковры – узор «атанак» на полотне «Портрет посланников» (1533г.), а в картине «Мадонна бургомистра Мейера» (1526г.) узор «сайлан». В гравюрах того периода можно встретить различные ковровые элементы гелей (орнаментов) туркмен. Альбрехт Дюрер в своей серии гравюр по дереву «Апокалипсис» (1498 г.), показывая пышность одеяния Бога, восседающего в облаке сверху, исключительно точно рисует ковровый элемент «гочак». Если мировое европейское искусство того периода было разнообразным, то туркменское - представлено лишь декоративно-прикладным искусством.

В 20-х гг. ХХ века начинается новый виток развития изобразительного искусства в Туркменистане. Именно тогда графика, как и живопись, скульптура, начала свое стремительное восхождение на арене искусства. И живопись и графика в отличие от других видов изобразительного искусства  имеют в своем распоряжении плоскость (холст, бумагу, стену). Многие поколения художников вырабатывали способы, приемы, позволяющие живописцу и графику на этой плоскости создать изображение, кажущееся реальным. Так, на двухмерной плоскости создается иллюзия трехмерности, и это одна из присущих живописному и графическому искусству условностей [2, с.7]. Туркменская графика и живопись неразрывно связана с художественной практикой и эстетическими идеалами туркменского народа. При создании различных живописных полотен, гравюр, иллюстраций, плакатов реализовался пристальный интерес к туркменскому быту, костюмам, обычаям, легендам, коврам.

Основатель и один из первых педагогов в Школе искусств Востока Р.Мазель в 20-х гг. ХХ века увлекся изучением композиционной и цветовой структуры туркменского ковра. В 1929 году он заканчивает полотно «Вечереет». Если для Р.Мазеля язык ковровых созвучий был тщательно выучен, то для его ученика – Б.Нурали – это родной язык. Поэтому задача воспроизвести в своей картине ковровую композицию не представлялась сложной. Иногда работы Б.Нурали были заключены в ковровую рамку, например, как «Курбан байрам» (1923г.); иногда же ковры присутствовали как необходимая часть – портрет Халиджи (1926г.), «Старый туркменский быт» (1927г.), портрет Махтымкули (1959г.) и др. В его работах проявляется связь с ковром отчасти в композиционном построении, но особенно непосредственно – в колористическом строе, основанном на сочетании разных оттенков красного – главного цвета классического туркменского ковра.

Колорит туркменского ковра так богат и сложен, что ковер словно бы обретает некоторую пространственную глубину. Ковровая композиция способна организовать пространство вокруг себя. В юрте ковры – это не только украшение и замена мебели, но и часть ее архитектуры. Множество художников вдохновляла бытовая тема и передовая жизнь туркменского народа они использовали изображение ковра в своих произведений. Например, на рисунках Е.А. Скоблиной (Бегляровой) пространство трактовано условно, линейный фон выполнен при помощи очень мелкого штриха («Туркменка с собакой»). Художница размещает на одном листе различные точки зрения, уделяя основное внимание их ритмичной структуре, чеканной согласованности резких силуэтов («Сплетницы»), угловатости движений («Туркменские похороны») несоразмерности пропорций фигур, изломанности поз («В юрте»).  Это зачастую приводит к восприятию целой композиции как узорно-орнаментальной схеме [3, с. 27]. Например, в графической работе «В юрте» женские и мужские фигуры расположены на фоне ковра, но изображены и трактованы таким образом, что сами становятся частью коврового орнамента. Такой стиль композиции так же близок Р.Папэ, но подчеркивает орнамент ковра не только геометрической изломанностью фигур, но и использует цветовое решение при помощи чередования пятен. Станковая графика этих художников тяготеет к формальным поискам и характеризуется схематичностью и условностью. Тогда как реалистичная графика тяготеет к работе с натурой, к правдивости изображения, к пространственной композиции. Такое бережное и прямолинейное отношение к натуре отражены в творчестве Н.П.Щапова, который много лет сотрудничал с различными газетами и журналами, издаваемыми в Туркменистане, а так же являлся автором книжных иллюстраций. Цикл его работ под названием «Из жизни Туркмении», был выполнен за длительный период времени, но большая его часть в 20-30-е гг. ХХ века. Для этих графических работ характерна тщательная и скрупулёзная внимательность к выполнению этнографических деталей, которые прорисовывались с документальной точностью. Фигуры, предметы, ковровые элементы выполнены при помощи мелких и прерывистых перьевых штрихов, без излишней эмоциональной окраски. Художник как бы находится в плену у натуры.

Графические работ, выполняются не только при помощи туши и пера, станковая графика так же стремительно развивается. Линогравюра Якуба Аннанурова «Ковровщицы» - это гимн строгости композиционного построения туркменского ковра. Тема женщины и ковра имеют некую созвучность в работах художников. Ведь ковер, по сути – рожден умелыми руками туркменской ковровщицы [4, с. 31]. Данная линогравюра была создана на основе эскиза одноименного живописного полотна. Вероятнее всего, художник только осваивал технику линогравюры, т.к. не соблюдал технику переноса эскиза на доску линолеума. Таким образом, оттиск получился зеркальным. Не смотря на это и грубость штрихов, сама работа дышит национальным колоритом и отличается композиционным построением.  Линогравюра   Е.М.Адамова, Ю.П.Данешвар, М.М.Даневар и др. обращались к теме рождения туркменского ковра, она всегда интересовала туркменских художников.

Сегодня открылись широкие возможности для национального возрождения и преобразования живописи и графики. Огромное значение приобрело национальное самосознание и оценка национальных ценностей. Несомненно, это нашло свое достойное место в творчестве современных художников. Теперь художники, обращаясь к теме туркменского ковра как к историческому наследию, извлекая уроки из народных традиций, ищут новые способы изображения ковровых изделий. Живописцы А.Алмаммедов, Ч.Хуммедов, К.Нурмурадов, К.Велиахмедов и другие, немного отступая от общепринятого красно-бордового цвета, но, все, же сохраняя общее ощущение торжественности пишут свои живописные полотна. О.Мамметнуров в своем произведении «Мастерицы» (2004г.) повествует нам о рождении чуда – кече. Ведь кроме ворсовых ковров большое распространение в туркменском декоративном искусстве получили так же бесворсовые ковры-паласы, а так же войлочные кошмы «кече». Слегка размытый по краям и с мягкими цветовыми переходами орнамент кошмы задает колорит всей работе талантливого живописца. Нежная одухотворенность лиц мастериц, легкость цветового решения – все это создает некий романтизм и нарядность произведению.

Молодые художники находятся в постоянном поиске нового, неординарного. Работы живописцев одухотворены, композиционные решения более смелые. Например, полотна таких талантливых творцов как Н.Алмаммедова «Рукодельницы» (1994г.), «Разговор при луне» (2006г.); Т.Кылычдурдыева «Натюрморт с кетени» (1999г.); К.Нурмурадов «Мервский базар» (2009г.), «Марыйский базар» (2010г). Иногда сам ковровый орнамент становиться не частью картины, не мотивом, а самостоятельным сюжетом. Например, М.Ярмаммедов, Дж.Амандурды, А.Джуманиязов, пишут полотна где орнамент ковра и кече закручиваются в динамичный ритм, уводя от реальности, создавая абстрактный мир. Б.Нурыев создает целую серию таких работ под общим названием «Волшебные узоры». И нельзя не согласиться с этим мнением. Ведь испокон веков ковровый орнамент, сам ковер считался мерилом красоты, добра и счастья, в нем сохранена история народа, его связь с предками.

Графики так же используют орнаменты в своих работах. Например, линогравюры Е.Тюреной «Бабушка», «Гелин» («Невестка»), «Первые шаги»; литография Р.Кинякиной «Маслахат» («Совет»); литографии А.Кинякина «Гелин», «Йолда» («В дороге»); линогравюры А.Сапарлыевой «Халычылар» («Ковровщицы»), «Ятлама» («Воспоминание»); восхитительные иллюстрации к различным произведениям, выполненные тушью и пером Д.Аккыева и тд. Графики и живописцы, работая над своими произведениями вдохновляются ковровыми мотивами, находясь в постоянном поиске.  

 

Список литературы:

  1. Berdimuhamedow G. Türkmen medeniýeti. – Aşgabat: Türkmen döwlet neşirýat gullugy,
  2. Звонцов В.М. «Основы понимания графики» - М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1963г.
  3. Трухачева Л.А. «Туркменская графика на пути к зрелости». Ашхабад, 1987г.
  4. Попов П. Якуб Аннануров. ‒ Ашхабад,